Раздел 1. Предназначение МБУДО «ДЮЦ «Турист» и основные средства его реализации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Турист» (МБУДО «ДЮЦ «Турист») – многопрофильное учреждение дополнительного образования. Основная работа осуществляется с детьми в возрасте от 5 до 18 лет. Образовательный процесс построен на принципах развивающего обучения и обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции. Система дополнительного образования учреждения направлена, прежде всего, на развитие творческих способностей учащихся.
Основное предназначение МБУДО "ДЮЦ "Турист" - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Образовательная деятельность МБУДО "ДЮЦ "Турист" направлена на:
· формирование и развитие творческих способностей учащихся;
· удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
· обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
· выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
· профессиональную ориентацию учащихся;
· создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
· подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
· социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
· формирование общей культуры учащихся;
· удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Основные задачи МБУДО «ДЮЦ «Турист»:
· реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ;
· обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет (включительно);
· организация содержательного досуга.
Миссия МБУДО «ДЮЦ «Турист» – оказание педагогической поддержки учащихся в осмыслении, проектировании и реализации их жизненной стратегии, ориентированной на самоопределение и успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.
Базовые ценности МБУДО «ДЮЦ «Турист»: Ребенок. Семья. Культура взаимоотношений между людьми. Педагог, как носитель образовательной культуры. Коллектив единомышленников. Любовь к ребенку, как социальная ответственность.
Общая характеристика учреждения:
Тип - организация дополнительного образования.
Вид – муниципальное, бюджетное учреждение.
Лицензия на образовательную деятельность: Серия 50Л01 № 0007647, регистрационный № 75767 от 10.05.2016 г.
Образовательная деятельность в соответствии с лицензией: Дополнительное образование детей и взрослых.
Юридический адрес: 141008, Россия, Московская область, г. Мытищи, ул. Летная, 15/20
Фактический адрес: 141008, Россия, Московская область, г. Мытищи, ул. Летная, 15/20
Модель образовательной деятельности МБУДО «ДЮЦ «Турист» определяется его целями и задачами как учреждения дополнительного образования, определёнными в Уставе, и построена с учётом перспектив развития дополнительного образования в городском округе Мытищи на ближайшие годы.
Базовым основанием модели является программное поле учреждения. Программное поле МБУДО «ДЮЦ «Турист» представляет собой системное единство, объединяющее программы разного уровня сложности освоения, назначения, способов реализации.
По отношению к сфере образовательной деятельности программа определяет методологию формирования программного поля учреждения, формы и технологии реализации содержания образовательной деятельности, содержание и формы интеграции различных типов образовательных программ, содержание и формы взаимодействия МБУДО «ДЮЦ «Турист» с другими учреждениями образования, культуры, науки, спорта.
Реализация образовательной деятельности осуществляется в рамках пяти направленностей учреждения:
· Туристско-краеведческая направленность;
· Физкультурно-спортивная направленность;
· Художественная направленность;
· Естественнонаучная направленность;
· Социально-педагогическая направленность;
Количество учебных групп – 397.
Количество учащихся – 4939 человеко-мест.
Количество реализуемых дополнительных общеобразовательных -общеразвивающих программ – 47.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.07.2019 № 460/25 «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования в Московской области» на начало 2020-2021 учебного года на персонифицированное обучение переведено 2400 учащихся.
Принципы отнесения образовательных программ к направленностям соответствуют целям, задачам, ожидаемым результатам, зафиксированным в программах и Положении об аттестации учащихся МБУДО «ДЮЦ «Турист».
Режим работы учреждения:
Режим работы МБУДО «ДЮЦ «Турист» определяется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; учебным календарным графиком на 2020-2021 учебный год; Уставом МБУДО «ДЮЦ «Турист» и Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными директором учреждения.
Режим работы МБУДО «ДЮЦ «Турист» - административный состав ежедневно: с 9.30 до 18.00, детские творческие объединения с 09.00 до 20.00.
Расписание занятий учебных групп и коллективов
формируется на основании комплектования штатного расписания, режима работы МБУДО «ДЮЦ «Турист» и включает в себя указание: места занятий (помещение), названия учебной группы, коллективов, Ф.И.О. педагога; времени проведения занятий (с перечислением дней недели).
Раздел 2. Цель и задачи образовательного процесса
Образовательный процесс в МБУДО «ДЮЦ «Турист» рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у учащихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Цель образовательного процесса: создание целостной среды становления и развития личности для освоения спектра направлений образовательной деятельности и форм социокультурной деятельности учащихся, как осознанной способности к самоопределению, самообразованию, способности реализовать собственное жизненное предназначение на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Обеспечить доступность и равные возможности получения учащимися качественного дополнительного образования в условиях развития вариативности видов образовательных программ.
2. Сохранить единое образовательное пространство на основе интеграции основного и дополнительного образования детей.
3. Обеспечить механизм управления качеством дополнительного образования детей.
4. Поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными лицами, организациями и учреждениями в решении приоритетных задач, обеспечивающих получение ожидаемых результатов.
5. Совершенствовать содержание, организационные формы, методы, технологии дополнительного образования детей; развивать новые информационные технологии.
6. Улучшить качество содержания образовательных программ педагогов, направленных на развитие инноваций в системе дополнительного образования детей.
7. Развивать творческие способности и потенциальные возможности личности учащихся, формирование мотивационной потребности познать самого себя, свою индивидуальность.
8. Оказывать содействие в освоении детьми ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них.
9. Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своему здоровью как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.
Раздел 3. Воспитательная работа
Современный национальный идеал личности учащегося – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБУДО «ДЮЦ «Турист» – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
· в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
· в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
· в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Воспитательная работа в учреждении осуществляется со всем контингентом учащихся:
· непосредственно на занятиях детских объединений;
· путем организации и проведения массовых и индивидуально-творческих мероприятий, различной направленности;
· опосредованно, через индивидуальную и групповую просветительскую работу с родителями.
Основной объем воспитательной работы осуществляется педагогами дополнительного образования во время занятий объединений. Содержание воспитания основывается на содержании реализуемой образовательной программы и непосредственной деятельности ребенка в образовательном процессе.
Процесс воспитания в Центре "Турист" основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и учащихся:
· неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
· создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие учащихся и педагогов;
· реализация процесса воспитания главным образом через создание на занятиях объединений условий сотрудничества и общности, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
· организация основных совместных дел учащихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
· системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МБУДО "ДЮЦ "Турист" являются следующие:
· стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются ключевые массовые мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
· важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и учащихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
· в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
· при проведении массовых мероприятий поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие учащихся, а также их социальная активность;
· педагоги учреждения ориентированы на формирование дружественных отношений в детских объединениях;
· ключевой фигурой воспитания в учреждении является педагог дополнительного образования, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Воспитательная работа осуществляется на основании календарного плана воспитательной работы МБУДО «ДЮЦ «Турист» на 2020-2021 учебный год (Приложение № 1).
Основными видами и формами воспитательной деятельности являются:
1. Организуемые учреждением:
· разнообразная кружковая деятельность детей по интересам.
· социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего социума.
· участие в проводимых для жителей городского округа Мытищи и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации детей и включают их в деятельную заботу об окружающих.
· разновозрастные массовые мероприятия (сборы, слеты) – ежегодные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
· праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами.
· церемонии награждения (по итогам года) учащихся и педагогов за активное участие в жизни учреждения, победы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и детьми, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
· вовлечение учащихся в интересную и полезную для них деятельность (творческие конкурсы, соревнования, олимпиады и т.п.), которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
· пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу;
· многодневные краеведческие экспедиции и экскурсии;
· поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны;
· многодневные туристские походы
2. Организуемые педагогами в объединениях, учебных группах:
Групповая работа с учащимися:
· инициирование и поддержка участия объединения в мероприятиях учреждения, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
· организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
· проведение бесед на интересующие детей темы в форме доверительного общения педагога и учащегося, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
· сплочение коллектива объединения через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
· выработка совместно с учащимися законов учебной группы, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в учреждении
· расширение педагогического влияния (педагогизация социальной сферы ребенка) с использованием сети Интернет – создание групп и сообществ в социальных сетях («ВКонтакте») или с использованием мессенджеров (WhatsApp, Facebook Messenger и т.п.) для информирования учащихся, их общения и мотивации к обучению в объединении, как в составе всего объединения, так и по интересам. Обучение детей навыкам работы в сети Интернет, воспитание культуры общения и взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий, без которых трудно представить жизнь современного человека.
Индивидуальная работа с учащимися:
· изучение особенностей личностного развития учащихся объединения через наблюдение за поведением детей в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
· поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений со сверстниками, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется педагогом в задачу для учащихся, которую они совместно стараются решить.
· коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в объединении.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
· регулярное информирование родителей о успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом;
· организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания;
· создание и организация работы родительских комитетов объединения, участвующих в управлении учреждением и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
· привлечение членов семей учащихся к организации и проведению мероприятий в объединении;
· приглашение родителей на открытые и итоговые занятия объединения.
Содержание воспитательной работы:
В МБУДО «ДЮЦ «Турист» в качестве системообразующих определены следующие компоненты воспитательной работы, определяющие содержание воспитательной работы по направлениям:
Гражданско-патриотическое:
· воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
· формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
· усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;
· развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
· развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
· формирование у учащихся представлений о ценностях культурно- исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; развитие мотивации к научно- исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
· повышение уровня компетентности учащихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
· увеличение возможностей и доступности участия учащихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
· развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи.
Нравственное и духовное воспитание:
· формирование у учащихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
· формирование у учащихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
· формирование у учащихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
· формирование у учащихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
· формирование у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
· формирование у учащихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
· формирование условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
· формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
· формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
· формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
Интеллектуальное воспитание:
· формирование у учащихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
· формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности учащихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
· формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе учащихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Здоровьесберегающее воспитание:
· формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
· формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
· формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
· формирование у учащихся представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
· формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
· формирование у учащихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
· формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
· формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
· формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
· формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
· формирование дополнительных условий для повышения интереса учащихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Правовое воспитание и культура безопасности:
· формирование у учащихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;
· развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
Воспитание семейных ценностей:
· формирование у учащихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
· формирование у учащихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Формирование коммуникативной культуры:
· формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
· формирование у учащихся ответственного отношения к слову как к поступку;
· формирование у учащихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
· формирование у учащихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Экологическое воспитание:
· формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
· формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
· формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся МБУДО «ДЮЦ «Турист» в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Раздел 4. Учебный план, регламентирующий образовательный процесс МБУДО «ДЮЦ «Турист»
Учебный план МБУДО «ДЮЦ «Турист» на 2020-2021 учебный год (Приложение 2) разработан в преемственности с планом на 2019-2020 учебный год, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196, с действующими санитарными правилами СанПиН 2.4.4.3172-14/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ No 41 от 04.17.2014г., с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированных к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» №Исх-3597/21в от 24.03.2016, нормативов бюджетного и персонифицированного финансирования, программ обучения дополнительного образования детей.
Учебный план МБУДО «ДЮЦ «Турист» на 2020-2021 учебный год имеет два раздела по источникам финансирования дополнительных программ:
1) Бюджетное финансирование дополнительных общеобразовательных программ;
2) Персонифицированное финансирование дополнительных общеобразовательных программ.
Предлагаемое детям содержание дополнительных общеобразовательных программ подбирается и строится педагогами в соответствии с принципами адекватности интересам и возможностям детей, актуальности, доступности, новизны, привлекательности.
Учебно-воспитательный процесс имеет личностно-ориентированный характер и его основой является гуманизм отношений всех участников процесса. Содержание образовательного процесса направлено на развитие творческих и познавательных способностей детей, удовлетворение их разнообразных интересов и потребностей.
Основные формы обучения в МБУДО «Турист» – творческие объединения с постоянным составом учащихся. Творческие объединения создаются для детей одного возраста или разновозрастные. Численный состав объединения, режим занятий определяются в зависимости от специфики деятельности и возрастного состава, на который рассчитана образовательная программа.
МБУДО «ДЮЦ «Турист» работает в режиме 7–дневной учебной недели и решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию программ дополнительного образования, используя следующие формы организации учебного процесса:
· учебные занятия;
· лекции, беседы, дискуссии;
· конференции;
· экскурсии;
· открытые учебные занятия;
· учебные игры;
· консультации;
· соревнования;
· мастер-классы и др.
В учебный план включено пять направленности образовательных программ:
- художественная.
Осуществляется работа по следующим программам:
1. Бюджетное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· Акварельки
· Волшебные краски
· Изобразительное творчество
· Мастера чудес
· Первые шаги в живописи
· Творческая мастерская модельера
· Театральные подмостки
· Художественная лепка
· Чудеса и спицы
2. Персонифицированное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· Мастера чудес
· Первые шаги в живописи
Программы художественной направленности развивают творческие способности детей; стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, эстетическому воспитанию; способствуют изучению культуры своего народа и его истории, сохранению народных традиций; формируют культуру общения и поведения в обществе; умение самовыражения.
- Туристско-краеведческая.
Программы направлены на гармоничное развитие детей, реализуются в форме разнообразной общественно полезной и социокультурной деятельности, характерным компонентом которой является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция).
Реализуются следующие программы:
1. Бюджетное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· Азбука краеведения
· Начальные туристские навыки
· Спортивный туризм
· Туристскими тропами
· Туристы-водники
· Юные туристы
· Юные экскурсоводы
2. Персонифицированное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· Азбука краеведения
· Туристы-краеведы
· Туристята
· Юные краеведы-исследователи
· Юные экскурсоводы
- Социально-педагогическая.
Осуществляется работа по следующим программам:
1. Бюджетное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· Активисты школьного музея
· Английский для путешественников
· Безопасный образ жизни
· Волшебный мир искусства
· Логоритмика
· Мир сказочного слова
· Театрализованные праздники
· У лукоморья
· Французский для путешественника
· Юные художники
2. Персонифицированное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· «Безопасность в городской среде»;
· «Безопасный образ жизни»;
Целью данных программ является формирование основ базовой культуры личности и подготовка ребенка к жизни в современном обществе. В программах ставится задача воспитания уважения к культуре своей страны, гуманного отношения к окружающему миру, обучения навыкам общения и поведения в детском коллективе и среди взрослых.
- Физкультурно-спортивная.
Программы направлены на воспитание физических качеств, выносливости, а также точности движений. Программы способствуют реализации творческих инициатив по физическому совершенствованию, укреплению здоровья, становлению спортивного мастерства учащихся.
Реализуются следующие программы:
1. Бюджетное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· Веселый физкультурник
· Спортивная борьба
· Спортивное ориентирование и туризм
· Спортивные игры
2. Персонифицированное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· «Спортивные игры».
- Естественнонаучная.
Программы направленны на углубление знаний в области естественнонаучного образования учащихся, стимулирование становления профессиональной компетентности, приобщение к общекультурным ценностям, овладение системой теоретических знаний и применения их в жизни.
Реализуются следующие программы:
1. Бюджетное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· Начальные навыки краеведения
· Финансовая грамотность подростков
· Краевед-исследователь
· Туристы-экологи
· Юные эколог
· Юный исследователь
2. Персонифицированное финансирование дополнительных общеобразовательных программ:
· «Туристы-экологи».
Учебный план (Приложение 1) составлен на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. По каждому направлению деятельности учащихся в объединениях имеется возможность обучения до 4 лет, на стартовом и базовом уровнях сложности содержания программ.
Режим занятий, количество детей в группах, индивидуальных часов, общее количество часов учебных дисциплин, виды учебных занятий, формы контроля учебной деятельности соотнесены со специализацией объединений и подробно расписаны в образовательных программах детских творческих объединений.
Раздел 5. Содержание и особенности организации образовательного процесса
Образовательно-воспитательный процесс в МБУДО «ДЮЦ «Турист» в 2020–2021 учебном году осуществляется на основе дополнительных общеразвивающих программ. Учащиеся занимаются 2- 4 раза в неделю. Продолжительность и частота занятий зависит от профиля объединения и соответствует рекомендациям санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.4.3172-14): по 1-2 часа (1×45 мин. или 2×45 мин.) с обязательным внутренним перерывом не менее 10 мин.).
Формы организации образовательной деятельности в объединениях:
Типы учебных занятий:
- изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и т.д.);
- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и т.д.);
- самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, презентации и т.д.);
- комбинированные занятия;
- контрольное занятие (отчётное, зачётное, итоговое).
Традиционные формы организации деятельности детей и подростков в учебном процессе:
- лекция, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, учебная игра и др.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины;
- занятия, основанные на методах общественной практики: устный журнал, газета и т.д.;
- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация;
- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.д.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальная, групповая, парами, индивидуальная.
Наполняемость детей в группах объединений определена локальными актами МБУДО «ДЮЦ «Турист».
Предельная наполняемость в объединениях:
Первого года обучения – до 15 человек (может быть увеличена в отдельных объединениях при наличии условий и соблюдения санитарных норм).
Второго и последующих – от 10 до 15 человек.
Качество учебно-воспитательного процесса принято рассматривать как характеристику результата деятельности. Качество образования в МБУДО «ДЮЦ «Турист» определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности: её содержание, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав.
На основании Положения об итоговой и промежуточной аттестации учащихся объединений МБУДО «ДЮЦ «Турист», методики определения результатов образовательной деятельности; критериев оценки ЗУН учащихся по годам обучения по каждому направлению деятельности оценивается с помощью параметров:
1.Теоретическая подготовка учащихся:
- теоретические знания по профилю деятельности;
- широта кругозора по профилю.
2. Практическая подготовка по профилю обучения:
- практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой;
- творческие навыки.
3. Уровень развития общих способностей:
- уровень воспитанности;
- социальная адаптированность.
4. Профессиональная ориентированность:
- осознанность профессионального выбора;
- сформированность интереса к будущей профессии;
- информированность профессией.
5. Достижения учащихся:
-участие и победы на конкурсах разной направленности и уровней.
Разработана система критериев, обозначенных параметров. Конкретное содержание выделенных параметров, подлежащих оценке (т.е. то, что оценивается), и критериев их измерения обосновывается в каждой образовательной программе в соответствии с преподаваемым профилем.
Результаты выявляются поэтапно: первичная диагностика, промежуточная (в середине и в конце года), итоговая (по завершению реализации программы обучения).
Формы подведения итогов разнообразны: тестирование, сдача зачёта, соревнование, концертное выступление, открытое занятие, защита проекта, выставка и т.д. определяются в соответствии со спецификой предмета в каждой образовательной программе педагога.
Образовательные результаты: многие учащиеся творческих коллективов являются дипломантами, призёрами соревнований и конкурсов различного уровня.
Результаты аттестации учащихся анализируются педагогами и администрацией по следующим параметрам:
1. Количество учащихся, полностью освоивших образовательную программу.
2. Количество детей, переведённых или непереведенных на следующий этап обучения.
3. Количество выпускников по образовательным программам.
Описание «модели» выпускника образовательного учреждения.
Выпускник МБУДО «ДЮЦ «Турист» – человек культуры, адаптированный к условиям современной жизни, свободно применяющий знания, умения и навыки в области науки, ремесла и творчества, приобретённые в учреждении дополнительного образования, в незнакомых жизненных ситуациях и использующих их для решения творческих задач.
Личностные характеристики выпускника МБУДО «ДЮЦ «Турист»:
Интеллектуально-нравственные ориентиры личности:
· имеет потребность в учении, саморазвитии, самосовершенствовании, самообразовании, самопознании;
· осознаёт необходимость приобщения к миру прекрасного, понимает смысл ориентации в жизни на законы красоты и гармонии;
· знаком с эстетическими и моральными нормами, регулирующими отношения к людям, обществу, окружающей среде, умеет применять их в жизни;
· владеет навыками культуры поведения, в том числе общения, мышления, речи;
· разбирается на уровне общего представления в эстетических факторах;
· интересуется общественно-политическими, социально-культурными событиями, умеет анализировать их и давать аргументированную оценку;
· способен к самореализации в рамках осознанного профессионального выбора и в жизни;
· владеет навыками интеллектуально-нравственного и физического самосовершенствования.
· Уровень образованности:
· Владеет общеинтеллектуальными умениями:
· мотивировать учебную и другие виды деятельности, поступки, поведение;
· устанавливать в процессе учения связь между различными дисциплинами;
· формировать суждения, умозаключения, делать выводы и конкретизировать материал в процессе познавательной деятельности;
· систематизировать, классифицировать, обобщать;
· заниматься самообразованием;
· способен участвовать в учебной работе, включающей элементы творческого поиска, решения проблем, выявления и разрешения противоречий.
· Уровень коммуникативных умений:
· Понимает значимость моральных норм, общечеловеческих ценностей, стремится соблюдать эти нормы и быть хранителем ценностей.
· Хорошо ориентируется в окружающем мире, воспринимает себя как часть этого мира, понимает закономерные взаимосвязи человека и общества, человека и окружающей среды.
· Владеет коммуникативными умениями на уровне их осознанного применения в процессе общения:
- успешно участвует в различных формах коллективной деятельности;
- умеет слушать и слышать собеседника;
- вступает в дискуссию, не нарушая логики её естественного хода;
- может своевременно перестраиваться, признавая аргументы оппонентов;
- стремится к объективной самооценке.
· Владеет необходимыми для общения личностными качествами:
- открытостью;
- тактичностью, доброжелательностью;
- гибкостью, динамичностью;
- мобильностью;
- толерантностью;
- стремлением понять внутренний мир другого человека;
- способен критически оценивать коммуникативные ситуации, при необходимости гасить конфликт, отстаивать справедливость.
Система методического обеспечения образовательной деятельности МБУДО «ДЮЦ «Турист»:
Современные условия требуют качественного изменения методической работы, что предполагает не оказание методической помощи, а создание условий для саморазвивающейся педагогической деятельности. Это обуславливает возрастание роли непрерывного образования, призванного удовлетворять образовательные потребности каждого педагога с учётом результатов диагностики затруднений, приоритетных форм деятельности и др.
Целями методической работы являются:
1. Содействие комплексному развитию образовательного процесса и, следовательно, повышению качества образовательного процесса.
2. Программирование новых изменений образовательной практики и проектирование пути их становления.
3. Становление и совершенствование профессиональной компетентности педагогов как: педагога-психолога, педагога-технолога, педагога-исследователя.
В качестве задач выдвигаются следующие:
- максимально удовлетворять социальный спрос на педагогические и методические услуги на основе изучения образовательных потребностей и выявления затруднений педагогов;
- создать систему информационной поддержки педагогов;
- осуществить научно-методическое сопровождение процессов развития методической деятельности педагогов и методических структур МБУДО «ДЮЦ «Турист», направленных на развитие профессионализма педагогов.
Для обеспечения качественного дополнительного образования детей должны быть в обязательном порядке три составляющие: профессиональный педагог дополнительного образования, хорошая дополнительная общеобразовательная программа и материально-техническая база (оборудование), необходимая для реализации конкретной программы.
Методическая работа – это деятельность, направленная на обеспечение качества образовательного процесса и его результативности.
Сегодня система дополнительного образования не мыслится без высококвалифицированного, компетентного педагога, деятельность которого отвечает современным требованиям. Становление такого педагога происходит главным образом в процессе повышения его квалификации.
Повышение квалификации рассматривается как регулярное обновление, углубление и пополнение знаний в соответствующей научной и профессиональной сфере деятельности. Поскольку труд педагога дополнительного образования полифункционален и включает в себя работу с детьми в выбранном виде деятельности: формирование культуры, воспитание личностных качеств, развитие творческих способностей, обучение опыту деятельности, социальную адаптацию и др., то и его профессиональная подготовленность также носит полифункциональный характер.
В структуре профессиональной компетентности педагога дополнительного образования следует выделять:
- личностные качества – мировоззрение, гуманистическая направленность, личностная расположенность и психологическая готовность к педагогической деятельности, преданность ей;
- специальную подготовку – предметные или специальные знания, практические умения в выбранной области;
- педагогическую подготовку – знание научных основ организации учебно-воспитательного процесса; свободное владение практическими методами и приёмами с детьми, умение осуществлять выбор формы взаимодействия в соответствии с возрастными особенностями ребёнка;
- педагогическую культуру – широкая общекультурная подготовка, знание и выполнение норм педагогической этики, развитость рефлексивных способностей, потребность в совершенствовании профессиональной деятельности, а также в саморазвитии и самовоспитании.
Задачи методической работы:
- оказание помощи педагогам дополнительного образования в реализации принципов и методических приёмов обучении и воспитания;
- включение педагогов в творческий педагогический поиск.
Основой методической службой в МБУДО «ДЮЦ «Турист» является методический совет, в состав которого входят директор, заместители директора, руководители структурных подразделений, методисты, руководители методических объединений из числа педагогов дополнительного образования высшей квалификационной категории. Методический совет одновременно является и экспертным советом при анализе модернизированных, авторских учебных планов и программ, результатов инновационной деятельности в учреждении и др.
Формы организации методической работы в учреждении:
- педагогический совет;
- методический совет;
- расширенное заседание методического совета;
- мастер-классы;
- открытые занятия;
- консультации и анкетирование;
- самообразование;
- повышение квалификации.
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательным учреждением, его воспитательно-образовательным процессом.
Мониторинг образовательного и воспитательного процессов.
Цель: системно отслеживать динамику качества дополнительного образования учащихся, результативности учебно-воспитательного процесса, научно-методического обеспечения, управления для сохранения и развития конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг.
1.Разрабатывается система отслеживания результатов образовательной деятельности учащихся объединений МБУДО «ДЮЦ «Турист».
2. Педагогами дополнительного образования разрабатываются собственные системы отслеживания результатов обучения, развития и воспитания (карты достижений и успехов учащихся, модель выпускника, сравнительные таблицы знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения и др.).
Взаимодействие МБУДО «ДЮЦ «Турист» с другими учреждениями.
Учреждения и организации, помогающие осуществлять образовательный и воспитательный процессы:
- образовательные учреждения городского округа Мытищи;
- учреждения культуры и молодежной политики городского округа Мытищи;
- общественные организации;
- предприятия, предприниматели.
Особенности организации воспитательной работы МБУДО «ДЮЦ «Турист».
Воспитание подрастающего поколения – это основной процесс образовательной деятельности учреждения. Воспитательная работа МБУДО «ДЮЦ «Турист» выстроена по приоритетным направлениям деятельности:
- духовно-нравственное воспитание;
- патриотическое и гражданское воспитание;
- пропаганда здорового образа жизни;
- экологическое воспитание;
- организация полезного и познавательного досуга (массовые мероприятия);
- работа с семьёй;
Планы воспитательной работы являются составной частью каждой образовательной программы педагогов, а также программ.
Педагоги МБУДО «ДЮЦ «Турист» в организации образовательно-воспитательной работы используют передовые педагогические технологии и методики:
- личностно – ориентированный подход в воспитании личности;
- систему коллективного взаимодействия;
- адаптивную систему обучения и воспитания;
- разноуровневое обучение и воспитание;
- развитие у учащихся познавательной активности путём создания «ситуации успеха».
Воспитательная работа учреждения – это организованная система, постоянно обновляющаяся и корректирующаяся по мере необходимости, все мероприятия, входящие в воспитательную систему, проводятся на высоком уровне, имеют положительный результат, соответствуют возрасту, интересам и запросам детей, родителей, педагогов и социума.
Взаимодействие с семьёй.
Практикуемые формы деятельности в данном направлении:
- родительские собрания;
-организация мероприятий для родителей (выставки, конкурсно-игровые программы, спортивные мероприятия, фольклорные праздники, концертные программы, тематические праздники);
- индивидуальное консультирование.
В ряде детских объединений осуществляет работу родительский комитет, который помогает в организации воспитательной и образовательной деятельности, участвует в решении различных организационных вопросов.
В результате деятельности педагогического коллектива МБУДО «ДЮЦ «Турист» во взаимодействии с семьёй родители вовлечены в учебно-воспитательный процесс (демонстрация родителям успехов и достижений детей, участие родителей в массовых и досуговых мероприятиях).
Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы
Критерий 1. Качество образовательного процесса МБУДО «ДЮЦ «Турист» |
||
№ п/п |
Показатели |
Средства проверки |
1 |
2 |
3 |
1.1. |
Качество преподавания
|
- Степень и особенности профессиональной компетентности педагогов; - Уровень и особенности психологической культуры педагогических работников, направленность и характер их общения с обучающимися; - Состояние инновационной и экспериментальной деятельности педагогов (проблемы, соответствие используемых систем обучения и воспитания контингенту учащихся, процессы реализации данных систем, успешность, не успешность экспериментальной деятельности и т.д.); - Система повышения квалификации и переподготовки кадров; - Система аттестации педагогических кадров. |
1.2. |
Качество обучения
|
- Качество образования, мониторинг учебной и воспитательной деятельности учащихся; - Внешняя оценка результатов работы детских объединений; - Влияние образовательного процесса на активность учащихся в досугово-познавательной деятельности. |
1.3. |
Качество условий обучения |
- Состояние и динамика физического и психологического здоровья учащихся; - Развитие связи основного и дополнительного образования детей; - Мониторинг удовлетворения спроса детей и их родителей на разные виды деятельности; - Рост числа выпускников образовательных программ разной направленности. |
Критерий 2. Оценка деятельности МБУДО «ДЮЦ «Турист» |
||
2.1. |
Управление деятельностью |
- Обеспечение нормативными документами образовательного процесса; - Уровень организационной структуры учреждения; - Уровень мотивационного обеспечения. |
2.2. |
Ценностно – целевой показатель деятельности |
- Уровень развития личностных мотивов воспитанника; - Уровень самореализации учащихся; - Уровень социальной компетентности учащихся; - Содержание и формы взаимодействия с семьёй. |
2.3. |
Социально-педагогическая деятельность |
- Сохранность состава учащихся в объединениях учреждения дополнительного образования детей; - Диагностика включённости в образовательный процесс различных возрастных и социальных категорий детей. |
2.4. |
Выполнение социального заказа |
- Исследование спроса на дополнительные образовательные услуги; - Ресурсное обеспечение деятельности МБУДО «ДЮЦ «Турист».
|
Критерий 3. Качество методической деятельности МБУДО «ДЮЦ «Турист» |
||
3.1. |
Программное обеспечение |
- Мониторинг выполнения образовательных программ педагогами учреждения. |
3.2. |
Оценка качества педагогической деятельности |
- Удовлетворённость педагогов результатами своей деятельности; - Критерии оценки качества и результативности труда педагогических работников; - Достижения учащихся в мероприятиях различного уровня; - Наличие квалификационной категории у педагога; - Наличие наград за высокие показатели и результаты педагогической деятельности; -Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; - Положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся. |
|
Информационное обеспечение |
- Оказание педагогам МБУДО «ДЮЦ «Турист» методической помощи; - Организация учёбы педагогов по методическим вопросам; - Участие в аттестации педагогических кадров; - Подготовка педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства; - Квалифицированная методическая помощь в организации семинаров, методических объединений, совещаний, педагогических советов и др. |
Раздел 7. Ресурсное обеспечение образовательного процесса
Для эффективности образовательного процесса созданы все условия для творческого, физического и интеллектуального развития учащихся.
Учебные помещения творческих объединений оснащены современными техническими средствами обучения, необходимой методической литературой, индивидуальным и дидактическим материалом. Кабинеты для проведения музыкальных и хореографических занятий оборудованы музыкальными инструментами.
Раздел 8. Ожидаемые конечные результаты реализации образовательной программы
1. Повышение социального статуса МБУДО «ДЮЦ «Турист».
2. Сохранность контингента учащихся, посещающих творческие объединения МБУДО «ДЮЦ «Турист».
3. Увеличение количества участников и призёров конкурсов муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней.
4. Наличие выпускников МБУДО «ДЮЦ «Турист», продолживших обучение в профессиональных образовательных учреждениях по виду деятельности творческого объединения дополнительного образования.
5. Увеличение количества педагогов – участников конкурса профессионального мастерства.