Цель проведения конкурса
повышение профессионального мастерства педагогических работников.
Задачи конкурса
· Распространение передового педагогического опыта.
· Содействие профессиональному росту педагогических работников.
· Подготовка к введению профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
· Пополнение методической копилки учреждения.
Участники конкурса соревнуются в трех номинациях:
· Презентация «Мое педагогическое кредо»;
· Мастер-класс по внедрению в работу способов, приемов, техник и технологий педагогической деятельности;
· Методическая разработка занятия, мероприятия, цикла занятий.
20 января 2017 года подведены итоги "Конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников МБУДО ДЮЦ "Турист".
Победители конкурса в номинации "Моё педагогическое кредо".
Меня зовут Мосалёва Ольга Сергеевна. Я работаю ПДО в ДЮЦ «Турист» городского округа Мытищи.
Мое педагогическое кредо можно выразить словами:«Настоящий педагог — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать «самим собой».
Вот уже почти десять лет я занимаюсь туризмом и считаю, что туристко-краеведческая деятельность (ТДК) имеет огромный воспитательный потенциал. Из своего личного опыта, могу сказать, что туристский поход является настоящим событием в жизни, не оставляет равнодушным никого и существенно изменяет отношение к людям и окружающему миру. И это касается каждого ребенка, занимающегося туризмом. Средствами туризма можно одновременно решать следующие задачи: воспитание, образование и социализацию воспитанников.
Я начала заниматься туризмом еще в школе. В течении всего года и в любую погоду мы ходили в походы выходного дня по Подмосковью. Эти путешествия остались в памяти не только ярким воспоминанием, но и научили меня преодолевать препятствия, укрепили здоровье, помогли получить многие навыки, пригодившимися мне в дальнейшей жизни.
Я участвовала также и в многодневных экспедициях по рекам Башкирии, Карелии и Кольского полуострова. На личном опыте я знаю, что туризм помогает становлению характера, воспитывает чувство ответственности, самостоятельность, активность. Даже в таком, казалось бы, элементарном задании как приготовить утром завтрак в полевых условиях, необходима ответственность, упорство, ведь не всегда погода безветренная и солнечная. Сколько счастья в глазах детей можно увидеть, когда после долгого пути им сообщаешь о ближайшей стоянке, которая ждёт нас вон за тем поворотом. Они начинают ценить те вещи, которые ранее были чем-то обычным и не важным. В походах складывается обстановка доброжелательности и доверия, которой все очень дорожат. В таких условиях решение воспитательных вопросов происходит легче и быстрее.
Не секрет, что современные подростки растут индивидуалистами. Занятия туризмом помогают развивать межличностные взаимоотношения. Все мы на время экспедиции становимся одной семьей и учимся договариваться между собой, понимать и заботиться о других.
Одна из проблем современного общества – воспитание патриотизма. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Туризм помогает воспитывать чувство патриотизма. Очень важно для молодого поколения не только знать конкретные исторические факты, но и эмоционально переживать чувство сопричастности к истории и культуре своего народа. Живое общение помогает посмотреть по-другому на многие события в истории нашей страны. Встречаясь с местными жителями чаще всего пожилого возраста, школьники учатся общению с ними, учатся понимать их, видеть в них не только «бабушек» и «дедушек», а носителей исторической памяти. Эти встречи позволяют взглянуть на представителей старшего поколения другими глазами. Например, встреча с Петром Прокопичем Заборщиковым в селе Варзуга (Кольский полуостров), позволила нам увидеть переживания и боль жителей села за будущее знаменитой реки и самого древнего поселения на Белом море. Ребята, находясь в экспедициях, соприкасаются с культурным наследием России (например, мы видели петроглифы на Канозере, наскальные рисунки в Башкирии, которые являются достоянием всего человечества).В таких экспедициях они учатся проводить краеведческие, этнографические и экологические исследования. Возвратившись домой, результаты исследований обрабатываются, пишутся отчеты. В дальнейшем эти материалы становятся основанием для написания исследовательской работы.
Таким образом походы не только расширяют кругозор, обогащают личный опыт каждого воспитанника, но и дают навыки проведения исследовательских работ и анализа полученных результатов.
В своей работе я хочу продолжить традиции, которые были заложены в нашем туристском объединении. Каждый год мы принимали участие во всероссийских слетах юных туристов-краеведов и экологов. Это позволило мне и другим участникам получить много новых знаний и навыков: проведения исследовательских работ, публичного выступления, изготовления народных костюмов и кукол-оберегов. Сама я побывала на всероссийских слётах в Ярославле, Башкирии, Смоленске.
Еще одно из направлений нашего объединения - участие в движении «Школа безопасности». Эти соревнования выдвигают серьёзные требования к подготовке участников. Нужно многое знать и уметь, быть в хорошей физической форме, уметь работать в команде. Всему этому нас научил Максим Сергеевич Добыкин – наш любимый руководитель, турист, спасатель МЧС. Этот опыт пригодился мне, на всероссийском слете юных туристов-краеведов. Участница одной из команд сломала руку и начала терять сознание от боли. Мы находились на дистанции, помощи ждать было не откуда. Я вспомнила все, чему нас учили: как надо накладывать шину и транспортировать пострадавшую. Несмотря на сильное волнение, мы справились с этой сложной задачей: наложили шину и доставили девушку к машине, на которой её отвезли в больницу. Теперь я всегда говорю своим ученикам: все что мы учим нужно не только для участия в соревнованиях. Это опыт и умения, которые обязательно помогут вам в трудную минуту.
При выборе будущей профессии я остановилась на той, где многое связано с туризмом – факультет Безопасности жизнедеятельности МГОУ. На базе факультета работает клуб горной подготовки «Другая Грань», в котором я занималась на протяжении 5 лет и после небольшого перерыва продолжаю заниматься вновь.Наша команда участвовала в соревнованиях, мы выезжали на реальный рельеф, на Кавказ. Окончила МГОУ с красным дипломом и пришла работать в Турист.
В настоящее время я работаю по направлениям Школа Безопасности (8-10 класс) и Туристы-краеведы (5-7 класс). На занятиях я вижу неподдельный интерес ребят к туризму и стараюсь передать им те знания, которыми владею сама. Мы часто ходим в походы выходного дня. Я стараюсь организовать походы так, чтобы в подготовке и проведении участвовал каждый, независимо от возраста и опыта.
Мы стараемся участвовать во всех соревнованиях, проводимым нашим турклубом. У нас уже есть некоторые успехи. Мы хотим продолжить традиции нашего лицея, на базе которого я работаю – достойно выступить в соревнованиях Школа Безопасности.
На своем опыте я вижу, что занятия туризмом дают в руки педагога инструмент разностороннего воздействия на воспитанников:
· уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника.
· отличную форму реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Одними словами невозможно воспитать мужество, патриотизм и самоотверженность.
· возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике - коллективной творческой деятельности.
Я, Мартынова Ирина Сергеевна, педагог дополнительного образования, в МБУДО ДЮЦ «Турист» работаю первый год, но на основной работе в ГБПОУ МО «Мытищинский колледж» работаю мастером производственного образования уже 6 лет. У меня высшее техническое образование и высшее педагогическое.
В «Туристе» веду кружок «туристско-краеведческий». В наше направление приходят по большей части «трудные дети», требующие к себе внимание. На самом деле, в это число «трудных» обычно попадают не «худшие», а особенно латентно ранимые и чувствительные, гиперактивные и педагогически запущенные. Такие ребята нуждаются в помощи и внимании.Туризм и краеведение – это область человеческих знаний, и образ жизни, и вид спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражение личности.В походах формируются такие важные морально-волевые качества как смелость, доброта, дружба, трудолюбие. Ребята находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь своему товарищу, одновременно принимая помощь от него.Проявляют необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во время адаптации социализации в обществе. Привлекая к туризму обучающихся мы учим успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности.Я часто задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию педагога? Профессию, философией которой является одно – любовь к детям и стремление передать им частичку себя. Моё педагогическое кредо – любить, понимать, помогать! Если я не буду любить детей, я не смогу их понять. Если я не смогу понять их, то не смогу помочь.Для себя я определила миссию педагога: «Любить детей и свое дело. Передавать детям знания и прививать навыки, которые дадут возможность им реализовать себя в жизни».И вот, я педагог ДО – турист-краевед. Это профессия или призвание, данное мне свыше? Хорошо, что у меня и то, и другое, потому что быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь.Я очень люблю заниматься творчеством, туризмом передавая свои знания и умения обучающимся, которые с огромной радостью и с большим интересом посещают мои занятия. Каждый ребенок талантлив, главное – помочь ему найти себя… Наша задача – помочь ребёнку развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности. Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания, здесь на помощь приходим мы – педагоги дополнительного образования.
На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои ученики такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время занятия и на перемене, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие вызывают затруднения.
Я хочу научить детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.